Юрий Николаевич Зинчук, главный инженер Тюменского областного дорожно-эксплуатационного участка.
Родился в 1966 году на Украине в Сумской области. С детства мечтал стать инженером, тянуло к автомототехнике сельского паренька. Окончив десятилетку, поступает в Харьковский автомобильно-дорожный институт. После первого курса его призывают в армию - время было такое - отсрочек студентам вузов не давали. Служил в Афганистане, имеет боевые награды. Демобилизовавшись, восстанавливается в Альма Матер.
Комсомол... Задним числом, уверен, незаконно обруганный, дал многим молодым людям путевку в жизнь, определил судьбу. Николай Зинчук, командир комсомольского строительного отряда института, едет с ребятами из теплой Украины на Крайний Север в поселок с красивым и почти французским названием Пурпе.
Видимо, зацепил, притянул Север командира стройотряда. И так бывает, решил остаться студент. Перевелся на заочное отделение института и устроился рабочим второго разряда дорожной передвижной механизированной колонны одного из украинских трестов. Так началась его северная трудовая вахта. Для себя так определил, мол, на квартиру заработаю - и домой... Шлигоды, закончил вуз, женился, упорно работал, стал руководителем...
Наступил приснопамятный 1991 год. Рушится СССР, прекращают работу тресты соседнего государства. Юрий Николаевич в 1992 году переходит в Пурпейское дорожное объединение «Пурнефтегаз». Сначала он - начальник участка, затем заместитель начальника управления. В 1997 году его приглашают работать в территориальный дорожный фонд ЯНАО начальником Ноябрьского филиала, где и трудился до последнего времени. И вот назначение главным инженером ТОДЭП.
- Юрий Николаевич, сложное хозяйство предстоит опекать? Слышал, накопилась масса нерешенных проблем?
- Наше предприятие - это 22 районных ДРСУ. Коллектив - старейший в дорожной отрасли, трудится. Пожалуй, это самый опытный и многочисленный отряд специалистов. Пришлось ТОДЭПу пережить очень сложное время. Помните, отсутствовало нормальное финансирование, месяцами заказчики не рассчитывались с трудовыми коллективами. В ходу был бартер, зачетные схемы, платили чуть ли не товарами народного потребления. Застой, и никаких идей, как двигаться вперед, развиваться. Сейчас ситуация постепенно выправляется. В ходу расчеты только рублем никакого натурального обмена, суррогатов. Конечно, ломаем голову, как сделать наши подразделения рентабельными, чтобы работали с прибылью. Здесь необходим трезвый экономический анализ, как вывести их из жалкого состояния. Конечно, Управление автодорог области - наш основной заказчик - серьезно помогает, но и самим надо думать, где заработать деньги, чтобы развиваться дальше.
- Многие руководители ДРСУ, и журнал об этом писал, жалуются на нехватку техники, называют ее чуть ли не трофейной.
- Верно, техника старая, заканчиваются сроки эксплуатации - амортизирована на 70-80 процентов. Нам необходима помощь администраций различных уровней. Но люди держатся, ремонтируют машины, восстанавливают самостоятельно узлы и агрегаты. Думаю, поэтапно парк дорожных машин будем обновлять. Надо отметить, что эксплуатационные задания выполняются, предприятия делают все, чтобы обеспечить проезд по нашим дорогам. Другое дело, надо улучшить качество трасс, или, скажем, реконструкцию проводить, но здесь нужны совсем иные деньги...
- Недавно принято решение увеличить зону ответственности ДРСУ в прилегающей к дороге полосе отвода. Это дополнительные заботы?
- В зоне обслуживание городских дорог, входящих в городскую черту, а также объездных дорог увеличена территория уборки. Согласитесь, мусор, грязь вдоль дорог портят неплохой, в общем, вид областного центра. Дорога и прилегающая к ней земля - это должен быть единый комплекс. Тюменскому ДРСУ предстоит серьезная работа. Но помогла администрация района. Спасибо ей. С июня выделяются дополнительные средства на эти цели, появилась возможность принять людей. Привлечены и школьники, они трудятся под руководством опытных мастеров, заодно получая уроки эстетики.
- Если позволите, вопрос личного характера. Есть ли у вас хобби?
- В свободное время люблю в волейбол поиграть, плаваю с удовольствием. А какой северянин не любит бани? На Севере в каждом участке своя парилочка имеется. Какой труд у дорожника: на ветру и холоде, в дождь - на трассе. После работы помахать веником - дело святое! Хорошо потрудился - хорошо отдохни, это одно из слагаемых быта дорожника.
- Вы автолюбитель?
- Вожу машину с 18 лет. Был ВАЗ-2111, потом приобрел универсал - тольяттинскую четверку. Для семьи автомобиль удобный: посадил жену и дочь - и на природу. В последнее время в Ноябрьске у меня был УАЗ,в такую глухомань можно заехать. Поохотиться на глухарей, например. Вообще, хотелось бы иметь более комфортабельный внедорожник. А если честно, на личном авто ездить времени нет, по работе - и на служебной...
- Не жалеете, что с Севера уехали?
- На Ямале все было с начала. С нуля строили дороги, потом их содержали, затем ремонтировали. Там я рос вместе со своим поколением. Но вечно жить на Севере человеку из средней полосы, а тем более с юга, очень тяжело. Когда-то нужно было уезжать. На мой взгляд, в Тюмени хороший климат. Да и семья отнеслась к переезду с пониманием.
Иван Славин.
Забота у них такая
Когда в разговоре с председателем обкома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Яковом Рудольфовичем Лейкомом затронула вопросы социального обеспечения, он оживленно стал рассказывать про медсанчасть ТОДЭП. И это не случайно: поликлиника является единственным в России ведомственным лечебным заведением такого типа, особой гордостью дорожников. Во времена, когда многие ведомства, запутавшись в хитросплетениях экономики 90-х, стали «сбрасывать» свою социалку - профилактории, лагеря, больницы, - медсанчасть выстояла. В дорожном управлении понимали: экономить на здоровье работников нельзя, да и гораздо выгоднее провести профилактическое лечение, чем оплачивать длительные больничные. Время подтвердило дальновидность решения. Поликлиника не только выстояла, сориентировавшись на новые формы лечебной деятельности, но и расширилась, выросла качественно и, если хотите, морально.
- Свое десятилетие встречаем с полной уверенностью в завтрашнем дне, - рассказывает главврач Ян Юзефович Арбитайло.
- К той существенной финансовой поддержке, что оказывает ТОДЭП, привносим свою лепту: средства от прямых договоров со сторонними организациями, страховыми компаниями, доходы от оказания помощи городскому населению. На зарплату для коллектива из 95 человек зарабатываем сами. Деньги идут на закупку техники, ремонт (да, могу засвидетельствовать: здесь все сделано «по уму» - уютный интерьер, мягкая мебель, чистота и аккуратность - Т.В.). Главное для нас - забота о человеке...
Забота действительно, видна во всем. Не многие респектабельные областные лечебные заведения могут похвастаться столь высококачественным современным оборудованием: автоматизированная клиническая лаборатория; последний «писк» в стоматологии - зуботехническая лаборатория, оснащенная от «А» до «Я»; УЗИ... Кстати, аппаратов ультразвукового исследования в поликлинике два: второй - чемоданчик весом около трех килограммов - медработники возят с собой в районные ДРСУ на профосмотры, которые проводят ежемесячно. Приобрести столь дорогостоящее оборудование позволил и транш в 6 миллионов 300 тысяч рублей, полученный от дорожного управления. Одно из достижений медсанчасти - «штучный» стиль работы. И если уж вы сюда обратились, на себе прочувствуете его преимущества: вас обследуют по полной программе, обеспечат лекарствами, зачастую бесплатными для определенных групп больных. За лечение своих, то есть дорожников, деньги не берут. Услуги остальному населению платные, но стоимость лечения здесь ниже, чем по Тюмени, причем консультируют областные медицинские «светила», а большинство врачей поликлиники имеют высшую и первую категории. Соответственно растет приток городских пациентов, что сказывается на доходах, но ни в коей мере не вредит качеству лечения. Нет очередей, внимательные доктора беседуют с вами так обстоятельно, будто вы их единственный пациент. В прошлом году зафиксировано свыше 45 тысяч посещений...
Вернемся к разговору с председателем обкома профсоюзов. Яков Рудольфович считает серьезным достижением в предоставлении социальных гарантий заключение коллективных договоров с администрациями предприятий. В них прописаны практически все моменты: оплата труда, его охрана, отпуска, отдых, поощрения, даже выплаты на юбилеи и похороны предусмотрены.
- Вот свежий пример, - рассказывает Лейком. - На днях выезжали в Исетское. На одном из предприятий администрация допустила нарушение условий труда для аккумуляторщика, занижен разряд работника отдела кадров. Совместно с представителями облсовпрофа проанализировали ситуацию на месте. Были и другие случаи, когда приходилось становиться на защиту прав работников. Чаще это касалось тарифных ставок, оплаты труда, дополнительных отпусков. В наиболее острых случаях создавали конфликтную комиссию, составляли протокол разногласий. Как правило, справедливость восстанавливали. Ведь главная наша задача - забота о человеке...
Вот эта «забота о человеке» красной нитью проходит через все направления жизнедеятельности дорожников. Кто сейчас помнит о небольших предприятиях подсобного хозяйства? Тут тебе и свежие огурчики - помидорчики в заводской столовой, и мясо за полцены, и цветы к праздникам... Кануло в Лету, как большинство атрибутов соцреализма. Но с удивлением узнаю - в Викуловском и Ишимском ДРСУ умудрились-таки их сохранить. Как и мизерную стоимость качественных обедов в столовой Мостоотряда-36, дешевые путевки в детские лагеря, почти дармовые (за десять процентов от стоимости) - для отдыха работников в санаториях и профилакториях...
Наслышана и о том, как заинтересованно и продуманно относятся дорожники к спорту. Знаете, как называется один из спорт клубов? Нет, тогда маленькая подсказка: кто должен стоять во главе всех начинаний, заражать личным примером. .. Правильно! Директор Мостоотряда-36 Николай Руссу является капитаном спортклуба «Директор». «Начни с себя - и вокруг тебя спасутся другие» - такой заповеди следует большинство руководителей дорожных предприятий, создавая не только спортивные комплексы и базы, но и в составе команд участвуя во многих спортивных состязаниях. Традиционными стали спортивные турниры, что проходят в дни профессиональных праздников. Особенно памятным был Ишимский, где команда «Директор» отмечена среди лучших. Глава администрации города Виктор Рейн с особым азартом поддержал спортивный дух дорожников, сражаясь на волейбольной площадке в составе команды ОАО «Дорпромстрой». А спортивные комплексы и базы дорожников - лучшие в городе. Пятнадцать лет принимает всех желающих спорткомплекс «Дорожник», что на Магнитогорской. Здесь проводятся всевозможные городские и областные спортивные мероприятия, семинары. Много желающих заниматься экзотическими видами: аква-аэробикой, айкидо, ушу. Более двух лет вела занятия по бодибилдингу известная культуристка Наталья Проскурякова, ставшая в 2000 году чемпионкой мира. Недавно открыл спорткомплекс по Велижанскому тракту проектный институт «Тюменьдорпроект». Просторный зал с различными тренажерами, бассейн, сауна, секции на любой вкус - не много найдется в городе таких современных и оснащенных спортивных сооружений.
О выездах на природу и экскурсиях, приятных поздравлениях, подарках к знаменательным датам, выделении бесплатного транспорта, чтобы привезти дрова, сено, стройматериалы можно рассказывать долго. Вот из таких, казалось бы, незначительных штрихов и складывается то большое, что ценят дорожники. В наше непростое время, когда, вроде бы, каждый сам по себе, люди видят помощь родного предприятия, понимают - не бросят их в трудной жизненной ситуации. На заботу отвечают ударным трудом. А это - дорогого стоит!
Таисия НИКИТИНА.